Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания , в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое оснащение детского сада достаточно для того, чтобы обеспечить воспитанникам условия для освоения образовательной программы дошкольного образования.
Все групповые помещения и специализированные кабинеты образовательного учреждения обеспечены мебелью и современным игровым оборудованием в достаточном количестве; образовательная среда организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным, индивидуальным особенностям, требованиям образовательной программы дошкольного образования.
В дошкольном учреждении функционирует 16 возрастных групп, в которых созданы
— для художественно-эстетического развития воспитанников: «Центр творчества», «Музыкальный уголок», уголки по театрализованной деятельности, литературный центр «Полочка умных книг»;
— для познавательного развития: нравственно – патриотический уголок, центр интеллектуального развития «Заниматика»; уголок «Лего»; уголок развивающих игр; уголок сенсорики;
— речевого развития: логоуголки;
— для социально-личностного развития: центр трудового воспитания «Уголок дежурства», центр сюжетно – ролевых игр;
— для развития исследовательской деятельности создана эколого-развивающая среда: мини-лаборатории, центр экспериментирования, центр «Воды и песка»;
— для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в группах оборудованы спортивные уголки, в которых установлены спортивные комплексы «Юниор» для детей среднего и старшего возраста, модули и сухой бассейн для малышей, подобраны материалы и оборудование, предназначенные для развития быстроты, силы, ловкости и выносливости.
Дошкольное учреждение располагает дополнительными помещениями различного назначения, в которых создана оптимальная предметно-пространственная развивающая среда:
— кабинет педагога-психолога предназначен для проведениядиагностической и коррекционно-развивающей работы с воспитанниками. Имеются современные технические средства обучения: компьютер в сборе, программно-методические пособия: диагностические методики, коррекционные программы, дидактические игры и пособия, материал для консультаций с родителями и педагогами, а также психологическая литература. Кабинет оснащен современным оборудованием для реабилитации и оздоровления детей.
— кабинет учителя-логопеда, предназначен для своевременного выявления, преодоления и предупреждения недостатков в речевом развитии дошкольников. В кабинетах имеются логопедические пособия и тренажеры речевой активности (куклы и макеты), эффективно способствующие подготовке артикуляционного аппарата для правильного произношения необходимых звуков. Учителями-логопедами истематизирован и обобщен речевой материал по обогащению словарного запаса и практическому усвоению грамматических норм языка у дошкольников.
— музыкальный зал эстетически оформлен для успешной реализации образовательной области «Музыка», оборудован: музыкальным центром, пианино, телевизором с видеомагнитофоном, детскими музыкальными и шумовыми инструментами. Музыкальными
руководителями обобщен и систематизирован методический материал проекты, сценарии, занятия); подобрана фонотека музыкальных произведений (инструментально-вокальной, народной, классической музыки и песенного фольклора); оформлен демонстрационный материал, атрибуты и декорации.
Для развития физических качеств и укрепления здоровья дошкольников функционирует спортивный зал. В спортивном зале имеется разнообразное оборудование, которое предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояние их здоровья и физическую подготовленность (гимнастическая стенка, разновысотные скамейки, баскетбольные щиты, дуги для подлезания, мягкие модули, мини-батуты, мелкий спортивный инвентарь).
С целью организации оздоровительных, профилактических мероприятий, работает процедурный, массажный, стоматологический кабинеты, физиокабинет, кабинет, изолятор, кабинет врача, галакамера. Они оснащены необходимым набором мебели, медицинским оборудованием и инструментарием (согласно требованиям СанПиН). Медицинские услуги предоставляет ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ».
Все вышеперечисленные помещения и площади максимально используются в воспитательно-образовательном процессе и все они приспособлены для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, группы для детей-инвалидов, имеющих заболевания центральной нервной системы, оснащены специальными учебными рабочими местами для детей – инвалидов, ходунками, колясками для передвижения. На первом этаже здания расширены дверные проемы, в туалетных комнатах имеется санитарное оборудование с поручнями. Для костылей установлены крючки. Имеется лестничный подъемник для подъема и спуска людей в креслах-колясках.
Одним из важных условий построения воспитательно – образовательного пространства является и территория детского сада. На территории расположены: 1 спортивная, 15 игровых площадок, 4 прогулочные веранды, огород и зоны отдыха для детей-инвалидов.
Спортивные и игровые площадки оснащены ярким спортивно-игровым оборудованием: футбольные ворота, кольца, руколазы, турники, шведская стенка, бревно-бум «Гимнаст», горки «Слоник», малые игровые формы – песочницы, лабиринты, детские игровые комплексы.
Для повышения двигательной активности детей, развития быстроты, силы, ловкости и выносливости на спортивной площадке установлены гимнастические стенки для лазания, турники, беговая дорожка, полоса препятствий, оборудованы площадки для прыжков в длину и для игр в футбол и баскетбол.
Для оказания помощи педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду имеется: методическая литература, технические средства обучения (телевизоры, видеомагнитофоны, диапроектор, музыкальные центры, фотоаппарат, компьютеры, сканеры, принтеры, брошюратор), электронная почта, локальная сеть, выход в Интернет.
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья воспитанников и сотрудников в учреждении создана система безопасности, направленная на функционирование детского сада в режиме предупреждающем пожары, возможные террористические акты и обеспечивающем безопасное пребывание воспитанников и работников в течение образовательного процесса. В ДОУ регулярно проводятся: плановые занятия по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, плановые тренировки по эвакуации и действиям персонала учреждения в чрезвычайных ситуациях. На территории ДОУ имеется ограждение; вечернее и ночное время суток территория освещается по периметру. Все помещения дошкольного учреждения соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН, правилам пожарной безопасности. В здании имеются видеокамеры, эвакуационные выходы, система оповещения и управление эвакуацией, автоматическая система пожарной сигнализации.
Таким образом, материально-техническая база учреждения в целом, соответствует социально задаваемым целям дошкольного образования, а значит, способствует повышению качества дошкольного образования.
Обеспечение доступа в здание МБДОУ «Аленький цветочек» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ «Аленький цветочек» обеспечен доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На территории учреждения имеется отдельная калитка и пандус для входа на территорию лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Имеются пандусы на центральном входе в здание, при входе в бассейн.
Для слабовидящих установлены рельефные (тактильные) полосы перед маршем на наружной и внутренних лестницах. На 1 этаже установлена мнемосхема здания, выполненная шрифтом Брайля, на стенах имеется светонакопительная лента. Для слабослышаших людей на центральном входе в здание установлены световое текстовое табло для вывода оперативной информации, речевой маяк.
Анализ обеспеченности материально-технической базы МБДОУ «Аленький цветочек» по состоянию на 2020 год:
№ п/п | Наименование | Процент обеспеченности |
1. | Игровое оборудование | 100 |
2. | Медицинское оборудование | 100 |
3. | Оборудование физиокабинета | 100 |
4. | Технологическое оборудование | 98 |
5. | Оборудование спортивного зала | 100 |
6. | Оборудование спортивной площадки | 100 |
7. | Технические средства обучения | 96 |
8. | Мягкий инвентарь | 100 |
9. | Мебель детская | 100 |
Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Деятельность коллектива МБДОУ «Аленький цветочек» рассчитана на совместную работу, тесное взаимодействие, сотрудничество и направлена на улучшение состояния здоровья и физического развития детей.
Для оптимизации физкультурно – оздоровительной работы в детском саду разработаны: комплексный план оздоровления детей, план профилактических мероприятий по итогам углубленного медицинского осмотра.
Систематически проводятся: вакцинопрофилактика; витаминотерапия, физиотерапия, корригирующая гимнастика, закаливание.
Взаимодействие сотрудников, родителей по вопросам оздоровления детей, профилактики заболеваний, коррекционной, санитарно-просветительской, организационной работы рассматриваются 1 раз в месяц на заседаниях административного совета.
В учреждении регулярно осуществляется мониторинг состояния здоровья детей по результатам диспансеризации, группам здоровья, физкультурным группам, эффективности иммунизации против гриппа среди воспитанников, который позволяет: выявить структуру и динамику по общей заболеваемости; оценить влияние образовательно – воспитательного процесса на здоровье детей; наметить решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье обучающихся и воспитанников. Данные оценки физического развития и двигательных способностей заносятся в карту развития каждого ребенка. По результатам медицинского осмотра дети распределяются по группам здоровья. Медицинскими работниками ежемесячно проводится анализ заболеваемости с целью оздоровления и профилактики простудных заболеваний.
Кроме проведения профилактических, медицинских мероприятий организуется внедрение нового здоровьесберегающего оборудования, создавая условия для стимулирования разнообразной физической активности детей в группах. В учреждении имеются спортивные уголки, тренажеры, где сосредоточены материалы и оборудование, предназначенные для развития быстроты, силы, ловкости и выносливости. Здоровьесберегающая среда в группах пополнилась нетрадиционным оборудованием для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, материалами для развития гибкости, ловкости.
В целях сохранения и укрепления здоровья детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья функционирует кабинет лечебной физкультуры, оснащённый необходимым оборудованием. Работает кабинет биологической обратной связи – опорно-двигательный.
В группах для детей-инвалидов имеются тренажер Гросса, вертикализаторы, параподиумы, которые помогают ребенку с детским церебральным параличом самостоятельно передвигаться, способствуют обучению самохождению.
В кабинете массажа все воспитанники, в том числе и дети – инвалиды получают сеансы лечебного, расслабляющего, оздоровительного массажа.
В учреждении функционируют:
— два физиокабинета;
— бальнеологический кабинет;
— массажный кабинет;
— стоматологический кабинет;
— кабинет ЛФК;
— фитобар;
— галокамера «солевая шахта»;
— кабинет БОС- логотерапевтический;
— кабинет БОС-опорно-двигательный;
— кабинет БОС-«Здоровье»;
— сауна;
— бассейн;
Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении организовано четырехразовое питание. При составлении меню-требования технолог руководствуется 10 – дневным меню (соотношение пищевой ценности и калорийности), технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года. Для сбалансированного и полноценного питания ежедневно включаются в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи. Воспитателями, медицинскими работниками разработаны рекомендации по организации питания в семье. Педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневное меню, предлагаются рекомендации по составу домашних ужинов. Организация питания в дошкольном учреждении соответствует возрастным нормам, отвечает требованиям к питанию детей дошкольного возраста в детском саду.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока учреждения соответствует санитарным правилам. Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару; жарка при приготовлении блюд не применяется. При кулинарной обработке пищевых продуктов работниками пищеблока строго соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд. Все продукты питания, поступающие в дошкольное учреждение, имеют сертификаты качества, проходят строгий контроль соответствия качеству. Ежемесячно проводится анализ питания калорийности, выполнению физиологических норм питания. В 2018- 2019 учебном году натуральные нормы потребления основных продуктов питания выполнены на 100%.
Меню в детском саду составляется квалифицированным технологом по питанию, утверждается заведующим детского сада. Осуществляется индивидуальный подход к детям, нуждающимся в диетическом питании, детям-аллергикам производится замена блюд в соответствии с рекомендациями врача-педиатра. При разработке меню учитываются примерные возрастные объемы порций для детей в соответствии с требованиями СанПиН для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х до 7-ми лет.
Традиционно в учреждении проводятся Дни национальной культуры. В эти дни дети знакомятся с национальными блюдами разных народов, вместе с родителями посещают интересные культурно-досуговые мероприятия.
О качестве питания дошкольников свидетельствуют данные, представленные в таблице:
Критерии | Показатели в динамике | ||
2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год | |
Процент исполнения нормы питания по мясу и мясопродуктам | 100 | 100 | 100 |
Процент исполнения нормы питания по овощам | 96,5 | 97 | 97 |
Процент исполнения нормы питания по фруктам | 100 | 100 | 100 |
Процент исполнения нормы питания по молоку | 97,5 | 98 | 98 |
Процент исполнения нормы питания по рыбе | 100 | 100 | 100 |